Запах фрикционного состава тормозной накладки

Решили написать короткую заметку на тему запаха колодок. Не то чтобы «вопрос на злобу дня», но часто в обзорах и лиюительских тестах колодок упоминается запах «вяленой рыбы», как некий идентификатор качества фрикционной смеси. Поэтому стоит, наверно, разобраться, о чем же идет речь и показателем чего может быть дурно пахнущая колодка.
Итак, нередко упоминают наших дедов, которые, мол, в далекие 70-80-е годы нюхали де колодки, и таким образом выбирали наилучшие. И что, мол, чем более неприятен запах состава, тем лучших свойств будет накладка. Ну тут, для начала, можно просто представить, как изменились технологии в машиностроении и химпромышленности с 70-80-х годов прошлого столетия. Это так, навскидку. Но мы попытаемся все же разобраться, что в том самом запахе и признаком чего он может быть?
На территории Европы, начиная с 60-х годов прошлого века, базовой технологией в изготовлении тормозных колодок была органика. Название «органическая» формула получила благодаря применению в составе фенольной смолы органического происхождения. Вот в этой-то субстанции все и дело. Смола, пребывая в твердом состоянии, отлично удерживает другие компоненты смеси и наша колодка вполне себе достойно выполняет возложенную на нее функцию. Однако, стоит довести температуру накладки до 250-280 градусов Цельсия, как смола скачкообразно превращается в газ, вызывая тем самым, так называемый fade эффект: образование газовой подушки между поверхностями диска-колодки, снижающей их сцепление, и в итоге существенно ухудшая торможение авто. Это свойство есть у смолы по умолчанию и от него никуда не деться.

Но! Производители, стремящиеся сэкономить, удешевить свой товар, добавляют в рецепт больше смолы (недорогой компонент), тем самым уменьшая долю более ценных ингредиентов. Такая оптимизация, в итоге, снижает максимально допустимую температуру нагрева колодки, вызывая раньше фейд эффект. Такие колодки могут «поплыть» уже при температуре 180-200 С (пара резких торможений в городе либо одно с высокой скорости на трассе). Правда, если «деды» на «копейках» быстрее 60 км/и не ездили, то вряд ли они могли бы прочувствовать эту проблему не себе 🙂 И наоборот, более ответственные бренды стараются сдерживать долю смолы на определенном, сбалансированном уровне, не допуская падения температурной планки.
Что же получается? Чем больше смолы в составе, тем хуже эксплуатационные свойства тормозных колодок при торможении со средних и высоких скоростей. И соответсвенно, интенсивней запах «вяленой рыбы» (или у кого там какие ассоциации с этим).
Тут, правда, стоит оговориться, что нет стандартного рецепта колодок и «деды» могли унюхать что угодно, в 70-е то годы. Но смола являются практически обязательным компонентом, и именно она генерирует неприятный запах.

Воняют тормозные колодки - причины

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here